Зачем общаться с журналистами?
Что такое хороший инфоповод?
Как опубликовать научную новость?
Зачем общаться с журналистами?
Причин довольно много:
- во-первых, благодаря СМИ вы можете эффективно продвигать личный бренд
- во-вторых, через массмедиа можно заниматься просвещением и популяризацией науки
- в-третьих, в публикации в СМИ можно ставить ссылки на ваши научные статьи, а в отчеты грантодателям — ссылки на публикации в СМИ
- наконец, публичные выступления помогают привлечь внимание молодых специалистов, найти соавторов или спонсоров
Один из самых удобных и проверенных способов взаимодействия с журналистами — подготовка научного пресс-релиза. Как это сделать? Вы можете рассказать о своем исследовании или разработке, написав в пресс-службу, используя форму обратной связи для универсантов ниже. Мы с радостью поможем подготовить научно-популярный текст и распространить его как среди журналистов, так и среди широкой аудитории.
Главное — чтобы в вашем сообщении содержался хороший информационный повод.
Что такое хороший инфоповод?
Информационный повод — это событие, которое способно заинтересовать широкую публику. Так как журналисты ориентируются на интересы своих читателей, им важно писать о науке так, чтобы это хотели прочитать обычные люди.
Поэтому очень важно понять, какой общественной значимостью обладают результаты вашего исследования, какую пользу ваша работа может принести людям в будущем, где и как она может быть использована. Кроме того, инфоповод должен быть свежим: журналист обязан объяснить читателям, почему он решил рассказать о научном открытии именно сейчас.
Один из лучших инфоповодов — выход научной статьи с результатами вашей работы. Также поводом может быть известие о старте масштабного исследования на актуальную тему, вручение серьезной научной премии, сообщение об открытии современной лаборатории, научное открытие или разработка нового прибора, алгоритма или метода исследования.
Сообщения о проведении рядовых научных конференций, вручении премий регионального уровня, юбилеях и памятных датах, к сожалению, для широкого продвижения не подходят.
Как опубликовать научную новость?
Так сложилось, что лучше других распространяются релизы о медицине, биологии и космосе. Но на самом деле результат практически любого качественного научного исследования можно интересно представить.
Мы постараемся вместе с вами найти нужный подход к исследованию и осветить его так, чтобы привлечь внимание как можно большего числа людей. Нам важно рассказать аудитории не только о результатах вашей работы, но и о значении исследований, которыми вы занимаетесь. Поэтому результаты работы, имеющей конкретное применение, пусть и в далеком будущем, всегда распространяются лучше результатов теоретических исследований.
В вопросе, какая тема может быть интересна для релиза, а какая нет, вам придется довериться нашему профессиональному опыту.
Идеальный вариант — это когда вы сообщаете в пресс-службу о публикации вашей статьи как минимум за неделю до ее официального выхода (до снятия эмбарго).
Часто научные журналы предупреждают авторов о точной дате и времени: так у пресс-служб их научных организаций есть время подготовить новость. Почему нам важно сделать это до снятия эмбарго? Потому что профессиональные научные журналисты отдают предпочтение научным статьям не старше трех дней.
Мы прекрасно понимаем, что это не всегда возможно, поэтому допускаем, что статье может быть и месяц, но желательно не больше. Увы, чем больше времени с момента публикации научной статьи проходит, тем меньше интереса к этой теме, поэтому нам важно вовремя о ней рассказать. Если ваш инфоповод старше трех месяцев, вы можете предложить тему для менее оперативной, но более подробной статьи в научно-популярном журнале «Санкт-Петербургский университет».
Как происходит работа над текстом?
Как подготовиться к съемкам?
Как происходит работа над текстом?
Будем благодарны за препринт статьи, а также за готовность ответить на наши вопросы любым удобным способом — лично, по электронной почте или по телефону. Наши авторы изучат основные тезисы вашей научной статьи и смогут задать конкретные вопросы, которые помогут больше узнать об исследовании, его значении и ценности для широкой аудитории.
Кроме того, потребуются иллюстрации или видеоматериалы:
- понятные неподготовленному человеку графики
- фотографии с электронного микроскопа
- кадры из экспедиций
- портреты членов научной группы
- фотографии уникального оборудования
- рисунки
- реконструкции
Словом, все, что поможет читателю лучше понять вашу работу. Желательно, чтобы иллюстрации были горизонтальными. Если таких иллюстраций нет, мы постараемся придумать что-то вместе с вами — например, для абстрактных тем, по которым нельзя сделать фотографии, можно попробовать использовать нейросеть.
После того как текст подготовлен, мы отправляем его вам на согласование. Очень просим с пониманием отнестись к нашей работе: научный релиз и по структуре, и по стилистке не будет похож на вашу научную статью, потому что наша цель другая — нам нужно, сохраняя научную точность, заинтересовать журналистов.
Мы будем искать понятные сравнения, аналогии и метафоры, а также спрашивать о прикладном значении результатов. Это нормально — мы «мостик» между учеными и простыми читателями, поэтому должны сделать текст о результатах вашей научной работы понятным для обычных людей.
Когда текст согласован, можно пойти двумя путями.
- Опубликовать его на сайте СПбГУ и сделать рассылку по СМИ от имени Университета.
- Отдать этот материал эксклюзивно одному из дружественных журналистов.
Это значит, что релиз сначала направляется в одну из научных редакций, где на его основе создают новость под формат этого СМИ. Затем данное издание первым публикует сообщение о вашем открытии, а публикация на сайте СПбГУ появляется спустя несколько часов. Такой алгоритм позволяет заинтересовать больше людей и получить большее количество публикаций, а также помогает выстраивать дружественные отношения со СМИ, ведь все журналисты хотят получать эксклюзивные материалы. Также мы можем договориться о совместном распространении новости с другими организациями — участниками исследования или с грантодателями, которые финансировали эту работу.
В течение трех-четырех дней научная новость будет распространяться по научно-популярным или общественно-политическим порталам. В эти дни мы можем часто беспокоить вас телефонными звонками и письмами — журналисты, скорее всего, будут обращаться за дополнительными комментариями, а продюсеры телеканалов — просить организовать съемки, ведь для журналистов важно получить персональный комментарий от авторов исследования.
После этого мы сможем прислать вам подборку ссылок на публикации в СМИ с упоминанием вашего исследования и, конечно, пришлем ссылки на все материалы, в подготовке которых вы участвовали. Иногда сюжеты выходят не сразу, а спустя какое-то время, особенно когда речь идет о научных программах, но мы обязательно проследим, чтобы все материалы были вам доступны.
Как подготовиться к съемкам?
Нужно понять, где вы сможете наглядно показать результаты своего исследования — в лаборатории с эффектным научным оборудованием, на кафедре среди коллекций беспозвоночных животных или в каких-то других визуально интересных местах. Так как съемки в среднем занимают один-два часа (иногда больше — например, когда вы в кадре имитируете проведение какого-либо эксперимента), стоит предупредить коллег, что съемочная группа может помешать работе в этом помещении. Мы оформим пропуск для журналистов и назначим сопровождающего от Управления маркетинга и медиакоммуникаций, чтобы встретить группу, а также помочь вам и журналистам во время съемки. Допуск на территорию Научного парка СПбГУ мы также оформим и при необходимости дополнительно согласуем проведение съемки в лабораториях с их руководителями.
Возможно, придется проводить постановочные опыты или манипуляции для телевизионной «картинки». Обычно новостной сюжет длится около двух минут, поэтому в него попадет только несколько секунд вашей прямой речи. Не расстраивайтесь — все остальное услышал корреспондент, который будет писать закадровый текст. Постарайтесь объяснять суть открытия максимально понятно обычным людям, так вы покажете себя хорошим экспертом.
Какие комментарии давать журналистам?
Как еще можно попасть в СМИ?
Как студенту СПбГУ стать частью нашей команды
Какие комментарии давать журналистам?
Если говорить о коротких комментариях, то желательно, чтобы они были в сфере ваших научных интересов. То есть климатолог может рассказать, почему температура на планете постепенно повышается, а филолог — отчего в последнее время стали популярны феминитивы.
Мы не рекомендуем вам давать комментарии на темы, которые не относятся к вашей профессиональной деятельности. Если журналисты просят вас прокомментировать административные вопросы, например, эвакуацию одного из зданий Университета или качество еды в столовой СПбГУ, пожалуйста, посоветуйте им обратиться в пресс-службу. Мы оперативно ответим на подобные запросы в соответствии с информационной политикой СПбГУ.
Если у вас есть опыт общения со СМИ, которое к вам обратилось, и вам удобнее обсудить все с корреспондентом напрямую, мы будем рады информации о том, кому, когда и на какую тему вы давали комментарий, — это нужно для мониторинга публикаций. Если вы не очень доверяете журналисту и хотели бы получить консультацию, можете обратиться в пресс-службу или попросить журналистов связаться с нами по телефону +7 (812) 326–4963, а также используя форму обратной связи ниже.
Как еще можно попасть в СМИ?
Можно выступить в качестве эксперта в вашей научной области. Для этого нужно сообщить пресс-службе СПбГУ о своей готовности стать таким экспертом, а также обозначить круг тем, на которые вы могли бы давать комментарии. Мы добавим ваши данные в нашу базу экспертов и свяжемся, когда появятся соответствующие запросы или нам удастся самим инициировать ваше выступление в СМИ.
Чаще всего журналисты ищут экспертов, которые могут прокомментировать вручение Нобелевской премии, рассказать о социальных процессах, дать историческую справку, объяснить суть того или иного явления.
Все зависит от информационной повестки — тем, которые активно обсуждаются в СМИ на данный момент.
Как студенту СПбГУ стать частью нашей команды
Если вы учитесь в нашем университете и вам хочется улучшить свои практические навыки и дополнить свое резюме, если вы знаете, как устроен съемочный процесс на телеканалах, понимаете, как питчить журналистов и продвигать Университет в СМИ, владеете навыками написания PR-текстов и хотите их развить, то вы можете заполнить форму обратной связи на этой странице ниже и получить возможность стать частью нашей команды.